Что такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функциональную грамотность можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность — совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5. Креативное мышление — способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции — сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
— критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
— вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Нормативные документы
Наименование документа | Файл/ссылка |
---|---|
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" | ссылка |
Приказ Рособрнадзора от 06.05.2019 г. №590 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся" | файл |
Письмо Министерства просвещения Российский Федерации от 17.09.2021 г. № 03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности" | файл |
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 04-238 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности" | файл |
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26.01.2021 г. №ТВ-94/04 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности" | файл |
Приказ УО от 25.12.2023 г. № 360 "Об утверждении муниципального плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Аткарского МР в 2023/2024 учебном году" |
Банки заданий по функциональной грамотности
Наименование ресурса | Ссылка |
---|---|
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте РЭШ | ссылка |
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) на сайте ФИПИ | ссылка |
Открытые задания PISA на сайте ФИОКО | ссылка |
Банк заданий по функциональной грамотности на сайте издательства "Просвещение" | ссылка |
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (корпорация Российский учебник) | ссылка |
Повышение квалификации педагогических работников по формированию функциональной грамотности
Наименование ресурса | Ссылка |
---|---|
Марафон по функциональной грамотности (ЯндексУченик) | ссылка |
Интенсив Я Учитель | ссылка |
Вебинары корпорации Российский учебник | ссылка |
Тест "Цифровые компетенции педагога" | ссылка |
Методические материалы о функциональной грамотности | ссылка |