МОУ-СОШ №6 г. Аткарска
 город Аткарск, Аткарский район, Саратовская область
  • Функциональная грамотность

    Что такое функциональная грамотность?

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функциональную грамотность можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.

    Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

    Составляющие функциональной грамотности:

    1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    2. Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

    3. Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

    4. Финансовая грамотность — совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

    5. Креативное мышление — способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

    6. Глобальные компетенции — сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

    Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

    — критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

    — осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

    — вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

    Нормативные документы

    Наименование документа Файл/ссылка
    Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" ссылка
    Приказ Рособрнадзора от 06.05.2019 г. №590 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся" файл
    Письмо Министерства просвещения Российский Федерации от 17.09.2021 г. № 03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности" файл
    Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 04-238 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности" файл
    Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26.01.2021 г. №ТВ-94/04 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности" файл
    Приказ УО от 25.12.2023 г. № 360 "Об утверждении муниципального плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Аткарского МР в 2023/2024 учебном  году"

    Банки заданий по функциональной грамотности

    Наименование ресурса Ссылка
    Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте РЭШ ссылка
    Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) на сайте ФИПИ ссылка
    Открытые задания PISA на сайте ФИОКО ссылка
    Банк заданий по функциональной грамотности на сайте издательства "Просвещение" ссылка
    Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (корпорация Российский учебник) ссылка

    Повышение квалификации педагогических работников по формированию функциональной грамотности

    Наименование ресурса Ссылка
    Марафон по функциональной грамотности (ЯндексУченик) ссылка
    Интенсив Я Учитель ссылка
    Вебинары корпорации Российский учебник ссылка
    Тест "Цифровые компетенции педагога" ссылка
    Методические материалы о функциональной грамотности ссылка

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie